Международное сотрудничество по вопросам интеграции |
Не планируется заключение договоров с иностранными и (или) международными организациями не заключены.
Аккредитация отсутствует
Международное сотрудничество по вопросам интеграции. Современный образовательный процесс претерпевает значительные изменения. В большей степени это связано с переходом на новый федеральный образовательный стандарт 2 поколения, с изменением взгляда на традиционный урок и внедрением инновационных педагогических технологий. Однако самые крупные перемены связаны с понятиями интеграции и инклюзии в обучении. На сегодняшний момент особенно остро стоит проблема преодоления дискриминации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Советская и российская педагогика имеет опыт работы с такими детьми в рамках специальных коррекционных учреждений. Но, как показывает практика, изоляция детей с особенностями развития приводит к негативным последствиям для нашего общества. Во-первых, это связано с тем, что дети, обучающиеся в общеобразовательных заведениях не готовы к коммуникации с детьми с ОВЗ, проявляют непонимание, неприятие и нетерпимость, что является залогом дискриминационных процессов в социуме в целом. Во-вторых, дети с ограниченными возможностями привыкают к чувству собственной ущербности, не участвуют в полной мере в жизни общества, являются словно «выброшенными» из жизни в силу не зависящих от них обстоятельств. Чтобы хоть как-то изменить сложившуюся ситуацию Министерство образования России приняло во внимание сложившуюся ситуацию и отразило новые пути преодоления проблем дискриминации инвалидов и детей с ОВЗ в Законе об образовании от 29 декабря 2012 года. «В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В соответствии с п. 2 ст. 79 Закона общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися». (Жаворонков Р. Н. Правовое регулирование инклюзивного образования в Федеральном законе «Об образовании в РФ», 2012 г.) На сегодняшний момент существует не много школ, которые работают и имеют опыт работы в рамках интегрированного образования. В Новозыбковском районе только МБОУ «Замишевская СОШ» уже более 5 лет осуществляет интеграцию детей с ОВЗ в обычный образовательный процесс. Школа имеет лицензию на обучение детей 7 и 8 видов. На сегодняшний момент в школе обучаются 300 учащихся в их числе, детей с ОВЗ – 11 % от общего количества школьников. Администрация школы разработала несколько векторов реализации инклюзивного и интегрированного образования: это специальные классы коррекции, классы компенсирующего обучения и интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательных классах. Успешно функционирует в школе медико-психолого-педагогический консилиум, в состав которого входит медицинский работник, психолог, логопед-дефектолог и учителя. Учащиеся с ОВЗ получают всестороннюю помощь и поддержку в обучении, что зачастую способствует выравниванию учеников с особенностями в развитии и позволяет им продолжить обучение по обычной общеобразовательной программе. В рамках реализации Федеральной программы «Доступная среда» Замишевская школа получила специальное оборудование для возможности обучения детей с любыми отклонениями в развитии: для слепых и слабовидящих учеников, слабослышащих, страдающих ДЦП и имеющих нарушения в речи. Школа оборудована пандусом, специальным туалетом, предназначенным для инвалидов, поручнями и прочими приспособлениями, облегчающими процесс обучения детей с ОВЗ. Учителя Замишевской школы постоянно участвуют в семинарах, конференциях и заседаниях, посвященных проблемам внедрения инклюзивного образования в РФ и за ее пределами. В рамках соглашения, заключенного в 2014 году, между МБОУ «Замишевская СОШ» и ГУО "Базовая школа №14 г. Гродно. 31 марта 2015 года делегация учителей Новозыбковского района в рамках обмена опытом посетила семинар г.Гродно Республики Беларусь по теме: «Совершенствование форм коррекционно-педагогической помощи учащимся специальных классов и классов интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования». Заседания проходило в «Базовой школе №14 г. Гродно». В составе делегации Замишевской школы были представители Ассоциации педагогических работников Новозыбковского районного отделения Брянской области: заместитель директора по учебной работе Дмитрий Васильевич Маковенко, методист районного отдела образования Надежда Владимировна Кохан, учитель начальных классов Мария Александровна Мухина, учитель русского языка и литературы Сергей Петрович Самусенко, педагог-психолог Светлана Анатольевна Справцева, учитель начальных классов, логопед Оксана Александровна Кузнецова. Начала программу заседания директор школы №14 г. Гродно Татьяна Александровна Головенко. Она рассказала об истории своей школы, здание которой изначально являлось поместьем пани Сулевской и лишь в 1944 году стало школой, в которой обучалось 44 человека, в основном ребята 14-16 лет. Обучение проходило с рядом сложностей, так как до 1939 года территория, на которой располагалась школа, принадлежала Польше, и обучение везде велось на польском языке. На сегодняшний момент в школе обучаются чуть больше 100 человек, из которых 32,9% - дети с ОВЗ. Детей с психическими расстройствами – 18 человек, с интеллектуальной недостаточностью – 6 человек, 2 человека с тяжелыми нарушениями речи. Гродненская школа уже 7 лет работает в условиях интеграции и является ведущей в своем районе. Дальше работу заседания продолжила заместитель директора по УВР «Базовой школы №14 г. Гродно» Татьяна Валерьевна Мацуль, которая выступила с докладом «Работа школы в условиях образовательной интеграции». Она рассказала, что главная цель работы с детьми, имеющими особенности психо-физического развития не знания, а положительные изменения в развитии и полная социализация, глубокое погружения в социально-коммуникативную ситуацию обычного образовательного процесса. Каждый ученик с ОВЗ имеет дополнительные 4 часа работы с дефектологами, а дети с глубокой интеллектуальной недостаточностью – 8 часов. Законодательно в классах Гродненской школы №14 не должно быть более 12 человек. Много внимания Татьяна Валерьевна уделила вопросу интерактивного образования в интегрированных классах своей школы. Продолжил заседание заместитель директора по учебной работе Замишевской школы Дмитрий Васильевич Маковенко. Дмитрий Васильевич подробно рассказал о Замишевской школе, представил законадательную базу обучения в рамках инклюзии и интеграции в России, выявил ряд перспективных направлений работы, обозначил сложности и трудности современного перехода на новый уровень образования. После этого все присутствующие были разделены на 4 рабочие группы и посетили различные уроки, которые демонстрировали опыт работы «Базовой школы №14 г. Городно» в условиях интеграции. Первая группа посетила урок математики в 7 классе, в котором находится 1 ученик с нарушениями психического развития. Вторая группа посетила урок русской литературы в 6 классе, в котором находится 1 ученик с интеллектуальной недостаточностью. Третья группа посетила урок биологии в 8 классе, в котором также находятся ученики с интеллектуальной недостаточностью. Четвертая группа отправилась на коррекционно-педагогическое занятие «Развитие познавательной деятельности» с ребенком с интеллектуальной недостаточностью 4 класса. Гродненские специалисты показали высокий уровень работы в условиях интеграции. Занятия уместно совмещали учебную работу обычных детей с детьми с ОВЗ. Яркие, насыщенные педагогическими находками занятия вызвали массу положительных эмоций у делегации Замишевской школы. После самоанализа уроков самими учителями общий анализ предоставила методист Новозыбковского РОО Надежда Владимировна Кохан. Она детально проанализировала педагогические технологии, дала профессиональную оценку методике работы в рамках интегрированного обучения. С докладом «Система работы педагога-психолога с обучающимися в классах интегрированного обучения и воспитания» выступила педагог-психолог «Базовой школы №14 г. Гродно» Зоя Ювенальевна Кучейко. Она определила цель своей работы – это создание адаптированной среды для самореализации и социализации всех детей без исключения по какому либо признаку. Последней выступала учитель класса компенсирующего обучения Замишевской школы Мария Александровна Мухина. Она поделилась опытом своей работы, рассказала о новых педагогических технологиях, которые способствуют обучению детей с ОВЗ в рамках интеграции. Мария Александровна показала положительную диаграмму развития детей в компенсирующем классе, где 30% детей уже после первого года обучения могут продолжать обучение по общеобразовательной программе и перестают нуждаться в занятиях дефектолога и психолога. В целом работа оказалась очень плодотворной. Положительные эмоции усилились после экскурсии по замечательному городу Гродно. Российско-белорусское сотрудничество весьма благотворно сказалось на решении массы вопросов, возникающих при работе с детьми с ОВЗ. Мария Мухина, учитель Замишевской СОШ.
|